20 ноября 2008 год в Тверской государственном университете состоялась научно-практическая конференция «Системное психолого-педагогическое сопровождение профессиональной самореализации молодежи в Тверской области» при поддержке департамента образования Терской области, комитета по делам молодежи Тверской области, Центра тестирования « Гуманитарные технологии» МГУ им. Ломоносова, психолого-педагогического факультета РГПУ им. А.И. Герцена.
Конференция была посвящена обсуждению научно-практических проблем, механизма взаимодействия образовательных учреждений в вопросах подготовки молодых специалистов, необходимых на рынке труда Тверской области.
В работе « круглого стола» конференции по теме « Роль психологов образования в повышении качества обучения и формирования социальной компетенции молодежи» приняла участие заместитель директора по учебно– воспитательной работе Петрова Алла Николаевна. Тема ее выступления: «Психолого-педагогическое сопровождение молодежи в процессе формирования профессиональной компетенции рабочих нового поколения»:
Бурно развивающаяся в последнее время материально-техническая база промышленных производств, появление новых технологий, требует от рабочих новых компетенций. Однако, образовательные учреждения продолжают использовать в образовательных стандартах квалификационные требования к профессиям, разработанные более 20-и лет назад.
Разработчики Российского проекта « Рабочие нового поколения» - Компания « Базовый элемент» определили условия успеха обучения и воспитания компетентного работника. К ним относятся:
- образовательное пространство компетенций;
- практико-ориентированное обучение;
модульные программы обучения, основанные на компетенциях, согласованных с работодателями;
- продуктный подход;
- результат обучения – компетенция.
При реализации проекта «Рабочие нового поколения», в который входит профессиональный лицей № 16, педагогический процесс ориентирован на такого выпускника учебного заведения, который умеет самостоятельно получать знания, обновлять их и применять в нужных случаях и ситуациях.
Безусловно, для достижения такого результата необходима комфортная среда обучения и воспитания. А это уже область задач психолого-педагогической службы, которые необходимо решать в процессе психолого-педагогического сопровождения молодых людей, выбирающих свой жизненный путь, а именно:
-выявление индивидуальных черт, способностей, склонностей, желаний подростков;
-создание для них развивающей среды, где достаточно эффективно происходит творческое и личностное развитие;
- создание реальных условий для формирования, развития и укрепления у подростков необходимых и достаточных навыков эффективной самореализации в профессиональной деятельности.
Дополнительно задача формирования самостоятельной, ответственной
и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда, определяет необходимость широкого использования в системе сопровождения соответствующих программ развития социальных навыков, способности к личностному самоопределению и саморазвитию.
В условиях эксперимента при системных изменениях: в образовательном процессе, в целях и содержании образования, в технологиях, в условиях производственной практики, в управлении - объектом сопровождения выступает инновационный учебно-воспитательный процесс.
Важно также и к психолого-педагогическому сопровождению подростка подойти как к сопровождению его отношений с внешней средой. При таком подходе возникают такие задачи психолого-педагогического сопровождения, как:
-предупреждение возникновения проблем развития подростка;
-содействие ему в решении актуальных задач развития, обучения, социализации, проблемы взаимоотношений со сверстниками, педагогами, родителями;
- психологическое обеспечение образовательных программ;
- развитие психологической культуры учащихся, родителей, педагогов.
|