Адаптация первокурсников
в профессиональном лицее
Под адаптационной способностью понимается способность человека приспосабливаться к различным требованиям среды (как социальным, так и физическим) без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой.
Адаптация — это предпосылка активной деятельности и необходимое условие ее эффективности. В этом положительное значение адаптации для успешного функционирования индивида в той или иной социальной роли.
Как приобщить учащихся с различным уровнем развития, подготовки и социального положения, оторвавшихся от привычной школьной среды, к новым нормам поведения и сформировать из них единый коллектив? Как быстрее преодолеть социально- психологические проблемы, обусловленные вхождением вчерашних школьников в новую социальную общность, как избавить их от « синдрома страха» и избежать « дедовщины»? Как вызвать у них устойчивый интерес к выбранной профессии, привить ответственность за сделанный выбор?
Эти вопросы можно решить с помощью комплексных мер по адаптации учащихся 1 –го курса, включающей социально-психологический и профессиональный аспекты. Первый аспект направлен на обеспечение бесконфликтного вхождения каждого первокурсника в новую социальную среду с ее особыми нормами поведения и требованиями, являющуюся в определенном смысле прообразом будущей производственной среды. Второй – предполагает формирование положительной трудовой и профессиональной мотивации, развитие профессионально важных для будущей деятельности качеств, привитие умения приспосабливаться к новой учебной среде.
Комплекс включает в себя следующие направления.
Первое направление – профориентационная работа с подростками и их родителями. В лицее проводятся дни открытых дверей. Выставки, подготавливаются подробные сообщения в средства массовой информации, из которых можно узнать о получаемых в образовательном учреждении профессиях, условиях поступления, традициях, особенностях студенческой жизни.
Будущие лицеисты проходят собеседование на предмет определения профессиональных склонностей, умственных, психических особенностей, личностных качеств. Помимо собственно профориентационных целей (ориентация в мире профессий и выбор конкретной из них) это направление преследует и еще одну цель – адаптационную. Абитуриентам предоставляется возможность познакомиться поближе с будущими преподавателями, сокурсниками, сориентироваться в предстоящей профессиональной, учебной и социальной среде.
Второе направление – адаптация уже в качестве первокурсников к условиям нового для них учебного заведения. Эффективность этого направления связана с постоянным наблюдением за учебной и поведенческой деятельностью лицеиста. Это и проведение классных часов, усиливающих мотивацию к обучению, изучение правил внутреннего распорядка. А также входной контроль, мониторинг учебной деятельности обучающихся, ведение дневника наблюдений и диагностической карты роста, развития интеллектуальных и социально-значимых личностных качеств, формирование и развитие мотивационно-познавательной сферы – все это имеет цель приобщить будущих рабочих к конкретной социально-производственной среде, создать условия для их профессионального становления.
В адаптационном процессе можно выделить две взаимосвязанные составляющие: учебно-производственную и социально-психологическую.
При изучении поведения иногородних студентов установлено, что юноши переносят процесс адаптации к новым условиям труднее, чем девушки.
Процесс адаптации первокурсника с психологической стороны можно разделить на четыре этапа.
1 этап — подготовительный, связанный с профессиональным самоопределением и формированием начальной психологической базы для преодоления трудностей начального периода адаптации к обучению.
2 этап — ориентировочный, связанный с ориентацией и приспособлением к общей специфике профессионального учебного заведения, с усвоением норм, правил и подчинением его требованиям.
3 этап — приспособление обучающихся к особенностям и требованиям, связанным с выбором специальности, а также к учебной группе.
4 этап — расширение понятий о профиле своей специальности, формирование первичной самооценки правильности профессионального выбора и поведении я в группе.
Цели педагогического коллектива на этом этапе обучения:
1. Способствовать успешной адаптации обучающихся в новом учебном заведении.
2. Сформировать первичную самооценку правильного выбора профессии.
3. Помочь усвоить нормы, правила, требования учебного заведения.
4. Помочь в построении отношений в учебной группе.
5. Развивать познавательную культуру обучающегося.
6. Изучать индивидуально-психологические особенности обучающихся, их интересы, мотивы поступления в учебное заведение.
7. Помочь в самовыражении, определить свое место в ученическом коллективе, преодолеть психологические барьеры в общении.
Отчёт по социальной адаптации обучающихся первого курса.
На данный момент на 1 курсе ПЛ № 16 обучаются 77 обучающихся.
«Наладчик сварочного и газоплазморезательного оборудования» - 14 чел.
«Слесарь по ремонту строительных машин» - 16
«Наладчик станков и оборудования в механосборке» - 11
«Автомеханик» - 25
«Электромонтёр по техническому обслуживанию электростанций и сетей» - 11
«Самооценка стрессоустойчивости личности».
n В основном все обучающиеся первого курса обладают высокой стрессоустойчивостью
n Группа 11 – уровень стрессоустойчивости высокий, выше среднего, стрессонеусточивых детей нет.
n Группа 13 –уровень стессоусточивости высокий, у троих обучающихся – оценка стрессоустойчивости средняя.
n Группа 14 – уровень стрессоустойчивости у всех обучающихся высокий.
n Группа 15 – у всех оценка стрессоустойчивости высокая и выше среднего, склонности к стрессу и депрессии не выявлено.
n Группа 16 – у всех уровень стрессоустойчивости высокий и очень высокий.
Типы темперамента обучающихся 1 курса:
n 43% - флегматики
n 26% - сангвиники
n 16%- холерики
n 13% -меланхолики