Понедельник
20.11.2017
19:59
Форма входа
Календарь новостей
«  Ноябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 180
Лицей №16
отчеты

Адаптация первокурсников

в профессиональном лицее

 

Под адаптационной способностью понимается способ­ность человека приспосабливаться к различным требовани­ям среды (как социальным, так и физическим) без ощуще­ния внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой.

Адаптация — это предпосылка активной деятельности и необходимое условие ее эффективности. В этом положительное значение адаптации для успешного функционирования индивида в той или иной социальной роли.

 

Как приобщить учащихся с различным уровнем развития, подготовки и социального положения, оторвавшихся от привычной школьной среды, к новым нормам поведения и сформировать из них единый коллектив? Как быстрее преодолеть социально- психологические проблемы, обусловленные вхождением вчерашних школьников в новую социальную общность, как избавить их  от « синдрома страха» и избежать « дедовщины»? Как вызвать у них устойчивый интерес к выбранной профессии, привить ответственность за сделанный выбор?

 

         Эти вопросы можно решить с помощью комплексных мер по адаптации учащихся 1 –го курса, включающей социально-психологический и профессиональный аспекты. Первый аспект направлен на обеспечение бесконфликтного вхождения каждого первокурсника в новую социальную среду с ее особыми нормами поведения и требованиями, являющуюся в определенном смысле прообразом будущей производственной среды. Второй – предполагает формирование положительной трудовой и профессиональной мотивации, развитие профессионально важных для будущей деятельности качеств, привитие умения приспосабливаться к новой учебной среде.

         Комплекс включает в себя следующие направления.

         Первое направление – профориентационная работа с подростками и их родителями. В лицее проводятся дни открытых дверей. Выставки, подготавливаются подробные сообщения в средства массовой информации, из которых можно узнать о получаемых в образовательном учреждении профессиях, условиях поступления,  традициях, особенностях студенческой жизни.

         Будущие лицеисты проходят собеседование на предмет определения профессиональных склонностей, умственных, психических особенностей, личностных качеств. Помимо собственно профориентационных целей (ориентация в мире профессий и выбор конкретной из них) это направление преследует и еще одну цель – адаптационную. Абитуриентам предоставляется возможность познакомиться  поближе с будущими преподавателями, сокурсниками, сориентироваться в предстоящей профессиональной, учебной и социальной среде.

         Второе направление – адаптация уже в качестве первокурсников  к условиям нового для них учебного заведения. Эффективность этого направления связана с постоянным наблюдением за учебной и поведенческой деятельностью лицеиста. Это и проведение классных часов, усиливающих мотивацию к обучению, изучение правил внутреннего распорядка. А также входной контроль, мониторинг учебной деятельности  обучающихся, ведение дневника наблюдений и диагностической карты роста, развития интеллектуальных и социально-значимых личностных качеств, формирование и развитие мотивационно-познавательной сферы – все это имеет цель приобщить будущих рабочих  к конкретной социально-производственной среде, создать условия для их профессионального становления.

         В адаптационном процессе можно выделить две взаимосвязанные составляющие: учебно-производственную и социально-психологическую.

        При изучении поведения иногородних студентов установлено, что юноши переносят процесс адаптации к новым условиям труднее, чем девушки.

 Процесс адаптации первокурсника с психологической стороны можно разделить на четыре этапа.

1 этап — подготовительный, связанный с профессиональным самоопределением и формированием начальной психологической базы для преодоления трудностей начального периода адаптации к обучению.

2  этап — ориентировочный, связанный с ориентацией и приспособлением к общей специфике профессионального учебного заведения, с усвоением норм, правил и  подчинением его требованиям.

3  этап — приспособление обучающихся к особенностям и требованиям, связанным с выбором специальности, а также к учебной группе.

4 этап — расширение понятий о профиле своей специальности, формирование первичной самооценки правильности профессионального выбора и поведении я в группе.

Цели  педагогического коллектива на этом этапе обучения:

1.   Способствовать успешной адаптации обучающихся в новом учебном заведении.

2. Сформировать первичную самооценку правильного выбора профессии.

3. Помочь усвоить нормы, правила, требования учебного заведения.

4.   Помочь в построении отношений в учебной группе.

5. Развивать познавательную культуру обучающегося.

6. Изучать индивидуально-психологические особенности обучающихся, их интересы, мотивы поступления в учебное заведение.

7. Помочь в самовыражении, определить свое место в ученическом коллективе, преодолеть психологические барьеры в общении.

Адаптацию первокурсника можно охарактеризовать как сложный процесс приспособления к новым условиям учебной деятельности и общения. Период адаптации дает возможность осуществить проверку социально-психологической подготовленности студентов к обучению, спрогнозировать их дальнейшее продвижение и развитие.

Отчёт по социальной адаптации обучающихся первого курса.

 

На данный момент на 1 курсе ПЛ № 16 обучаются 77 обучающихся.

«Наладчик сварочного и газоплазморезательного оборудования» - 14 чел.

«Слесарь по ремонту строительных машин» - 16

«Наладчик станков и оборудования в механосборке» - 11

«Автомеханик» - 25

«Электромонтёр по техническому обслуживанию электростанций и сетей» - 11

 

«Самооценка стрессоустойчивости личности».

 

n    В основном все обучающиеся первого курса обладают высокой стрессоустойчивостью

n    Группа 11 – уровень стрессоустойчивости высокий, выше среднего, стрессонеусточивых детей нет.

n    Группа 13 –уровень стессоусточивости высокий, у троих обучающихся – оценка стрессоустойчивости средняя.

n    Группа 14 – уровень стрессоустойчивости у всех обучающихся высокий.

n    Группа 15 – у всех оценка стрессоустойчивости высокая и выше среднего, склонности к стрессу и депрессии не выявлено.

n    Группа 16 – у всех уровень стрессоустойчивости высокий и очень высокий.

 

 

Типы темперамента обучающихся 1 курса:

 

n    43% - флегматики

n    26% - сангвиники

n    16%- холерики

n    13% -меланхолики